Вчера разговорились с мамой. Стали почему-то перебирать ветви генеалогического дерева по бабушкиной линии: кто, что, почему, как и т.п. И довспоминались до 1933 года.
Было тогда моей маме 6 лет и заболела она жуткой дизентерией. Голодная очень была, а мальчишки, с которыми она играла на улице, где-то наворовали незрелых огурцов, вот они и понаедались. Несмотря на то, что её отец (мой дедушка) работал телеграфистом, семья голодала. Мама вспоминала, что все тогда были вокруг очень голодные. Она не понимала почему, но есть хотелось постоянно. Бабушка моя (мамина мама) иногда пекла какие-то лепёшки непонятно из чего. Это была вся еда.
Неизвестно выжили бы они в то время, да, как всегда, не было бы счастья – несчастье помогло. После того, как мама с голодухи наелась немытых огурцов и заболела дизентерией, бабушка написала письмо с просьбой о помощи к своей богатой сестре. Спасибо бабушкиной сестре, она срочно велела им ехать к ней.
Чем же была богата сестра моей бабушки? Она была женой человека, занимающего не последнюю должность на спиртовом заводе. Спиртовый завод находился в селе Мамаёвка (ныне Удальцы Прилукского района Черниговской области), а основная масса работающих на заводе, жили в селе Линовица, сохранившем своё название до нынешних времён.
Если посмотреть на карту Яндекса, видно, что Линовица – узловой пунт передвижения и перемещения грузов, а Удайцы (Мамаёвка) находятся как бы вдали от пересечения торговых путей. Почему так? Потому что Мамаёвский спиртовый завод был в 1933 году и до 1941 года стратегическим объектом, о котором посторонним, т.е. на нём не работающим, знать было не положено. Впрочем, никаких прямых сведений о том, что в 30-х годах 20-го века там был спиртовый завод вы не найдёте нигде в открытых источниках интернета.
Муж бабушкиной сестры устроил работать на завод моего дедушку и мою бабушку. С тех пор у моей мамы началась райская жизнь. Причём, мама утверждает, что в Линовице народ как сыр в масле купался. Даже базар на железнодорожной станции был. И товары им привозили разные. О том, что кто-то где-то голодает они и не слыхивали. И мама про голодомор там напрочь забыла.
Больше всего меня возмутило во время маминого рассказа то, что в то время, когда миллионы людей в Украине умирали от голода, в Линовицу вагонами везли зерно, которое потом перегоняли на спирт. Пшеницу перегружали на железнодородной станции на подводы и везли уже на завод в Мамаёвку. Бабушка и дедушка были при зерне и при спирте, поэтому жили они действительно хорошо.
Ещё мама рассказала, как дедушку в 1936 или в 1937 году забрали НКВДисты. Точно как в кино. Приехали посреди ночи, почему-то при свете керосиновой лампы, выдернули из постели и на глазах перепуганной жены и дочери увезли неизвестно куда. Забрать дедушку в НКВД по нашим размышлениям могли за два проступка против Советской власти – за двухнедельную службу в рядах деникинской армии и за пристраивание на временную работу уже в Линовице бывших раскулаченных. Отсутствовал дедушка месяца два. Потом вернулся. Бабушка куда-то ходила всё время, что-то кому-то носила, что-то писала. Думаю, что и родственник наш немаловажный, видимо, за дедушку заступился. Маме тогда около 10 лет было. И она совсем не помнит, как папа её вернулся, момента встречи не помнит, помнит только радость необыкновенную.
Спиртовый завод из Мамаёвки в начале войны эвакуировали куда-то под Краснодар. По какой-то причине бабушка и дедушка со своими детьми не эвакуировались вместе с заводом, а поехали туда, откуда приехали. Мама сказала, что добро своё они перевозили на восьми подводах.
Так что, граждане-товарищи, не сказки и невыдумки Голодомор и НКВД посреди ночи в тридцатые годы прошлого столетия. Пережившие такое, запомнили факты из своей жизни накрепко и потомкам рассказали, чтобы те тоже помнили и не допускали ничего подобного. Но были и такие, которых ни Голодомор, ни действия НКВД в те времена не коснулись, и потому они утверждают, что ничего подобного не случалось.
«Сейчас очевидно, что Голодомор 1932-1933 годов в Украине был результатом спланированных системных мероприятий и выступил одновременно инструментом уничтожения социальной базы народного сопротивления Советской власти в Украине, всесоюзной индустриализации, предостережением Украинскому советскому правительству против намерений проводить сравнительно самостоятельную политику.» (Уроки истории: Голодомор 1932-1933 гг.)
© Лека Вэсэлка 2012
P.S. Когда писала запись в 2012 году, все ссылки работали, а в 2015 – ни одна не открывается, как положено, кроме карты Яндекса.