А квадрат-то – не квадрат
и совсем не чёрный.
Создал сто шесть лет назад
Казимир трансформер.
Да ещё и подписал:
«Битва негров в тёмной пещере» –
так искусствовед сказал
и удостоверил.
До него Альфонс Алле
пошутил однажды –
битву негров в чёрной мгле
разглядит не каждый.
Перед ними Роберт Фладд
тоже «наквадратил»,
но без негров – только Тьма,
и не шутки ради.
© Лека Вэсэлка, 2021
P.S. На самом деле «Чёрный квадрат» вовсе не чёрный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А тёмный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было чёрной. Считается, что это была принципиальная позиция автора, стремившегося создать подвижную, динамическую форму.
Интересный факт: специалисты Третьяковской галереи обнаружили авторскую надпись на этой картине Малевича: «Битва негров в тёмной пещере». Эта фраза отсылает к названию шутливой картины французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в тёмной пещере глубокой ночью», которая представляла собой абсолютно чёрный прямоугольник и дала начало серии монохромных картин Алле.
Метафизика чёрного цвета интересовала художников разных эпох. В Средневековье чёрный был синонимом тьмы и смерти, но затем его начали оценивать и как необходимый элемент в дихотомии добра и зла, тьмы и света, как на картине Роберта Фладда «Великая Тьма».
Опубликовано в Фейсбуке 29.01.2021 г.:
в группе ИзоЛит;
на моей странице.